Локк Джон (1632—1704).
Цитаты, афоризмы, изречения - Англия

 

Локк Джон (1632—1704).

 

Родился в Рингтоне в семье диссидентов-пуритан. Дома Локк получил строго религиозное воспитание. Окончил школу в Вестминстере и поступил в Оксфордский колледж, где после окончания преподавал древнегреческий язык и углубленно изучал медицину. В 1667 г. стал домашним врачом, а затем секретарем лорда Эшли, графа Шефтсбери, что определило его активное занятие политикой. В 1668 г. избран членом Лондонского Королевского общества. В 1683 г., спасаясь вместе с Шефтсбери от преследований могущественных политических противников, Локк эмигрировал в Голландию, где сблизился с штатгальтером страны Вильгельмом Оранским, а когда в 1688 г. Вильгельм, перед тем женившийся на английской принцессе Марии, стал королем Англии, Локк в следующем же году возвратился на родину и поселился в Отсе, в имении Мэшем. Здесь он закончил свое главное философское сочинение «Опыт о человеческом разуме», над которым работал около двадцати лет. Это сочинение было посвящено анализу человеческого познания — его происхождения, видов и человеческих возможностей в данной сфере умственной деятельности. Согласно Локку, не существует никаких врожденных идей, а все человеческое знание проистекает из опыта. Локк считал, что познание реально лишь постольку, поскольку оно сообразно с действительностью. К «Опыту о человеческом разуме» примыкают его сочинения: «О пользовании разумом» (опубликовано в 1706 г.), а также работа 1694 г. «Исследование мнения отца Мальбранта о видении всех вещей в Боге» и его ответы критикам-богословам Стиллингфлиту и Норрису (1697— 1698), в которых Локк выступал защитником религиозных свобод и откровенным сторонником веротерпимости. В сочинении «Разумность христианства» (1695) он отделяет подлинное учение Христа от позднейших видоизменений и наслоений. Кроме этих работ, Локк оставил труды по педагогике и государственному праву.

Идеи Локка оказали сильное воздействие на английских и французских фи-лософов.

Умер в Отсе.

 

Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — нео-тесанностью, добродушие — льстивостью.

Вежливость — первая и самая приятная добродетель.

Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое.

Гимнастика удлиняет молодость человека.

Двадцать проступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды.

Действия людей — лучшие переводчики их мыслей.

Если строгость и приводит к исцелению от скверной наклонности, то этот результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего и более опасного недуга — душевной пришибленности.

Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Истина насквозь проста, насквозь чиста и не выносит примеси чего-либо постороннего. Она урова и непреклонна по отношению к любому побочному интересу; и таким должен быть акже разум, значение и превосходство которого состоит в том, что он сообразуется с истиной. Думать о каждой вещи именно так, как она есть сама по себе,— в этом настоящее назначение разума, хотя люди не всегда пользуются им для этого.

Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.

Истинное мужество готово встретиться с любой опасностью и остается непоколебимым, какое бы бедствие ни угрожало.

Насмешка— это наиболее утонченный способ выставить недостатки других.

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления.

Ни в одной области разум не нуждается в более тщательном и осторожном руководстве, чем в пользовании книгами.

Никому еще не удавалось быть настолько хитрым, чтобы скрыть это свое качество.

Ничто так не прекрасно для глаза, как правда для ума; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь.

Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденны.

Основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их.

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновляет их резцом.

Притворство пытается исправить природные недостатки. Цель его — нравиться, но оно никогда ее не достигает.

Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные адатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус.

Скажите страстно влюбленному мужчине, что возлюбленная обманывает его, представьте ему двадцать свидетелей неверности его возлюбленной, и можно держать пари, ставя десять против одного, что несколько любезных слов ее опровергнут все свидетельства обвинителей.

Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.

Счастье в своем полном объеме есть наивысшее наслаждение, к которому мы способны, а несчастье — наивысшее страдание.

Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук.

Трудно понять, каким другим путем можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать ее как золото и скрытый клад.

У каждой добродетели есть родственный порок; так у каждого наслаждения есть соседствующее с ним бесчестье. Поэтому необходимо отчетливо провести разделяющую их черту, и лучше на целый ярд не дойти долее и остановиться, нежели зайти за нее хотя бы на дюйм.

У лжи постоянная спутница — хитрость.

Хитрость есть только отсутствие разума: не будучи в состоянии достигнуть своих целей прямыми путями, она пытается их добиться плутовскими окольными путями; и ее беда заключается в том, что хитрость помогает лишь один раз, а потом всегда лишь мешает.


 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru