sape
Созвездия и их названия
Мильтон Джон (1578—1674).
Цитаты, афоризмы, изречения - Англия

 

 Мильтон Джон (1578—1674).


Родился в Лондоне в семье нотариуса, убежденного пуританина, передавшего своему сыну приверженность к строгому, аскетическому, глубоко религиозному восприятию жизни. Эти качества впоследствии отразились в произведениях будущего выдающегося поэта и мыслителя Англии.

В 1632 г. Мильтон окончил Кембриджский университет, получив степень магистра искусств.

В его ранних произведениях «Жизнерадостный» и «Задумчивый» философия Фрэнсиса Бэкона сочеталась с пуританской моралью, а в драматической поэме «Комус» воспевалась борьба целомудрия с пороком.

В 40-е гг., в период английской революции, Мильтон превратился в страстного политического борца, ярого сторонника индепендентов, представителей той ветви протестантской церкви, которая не признавала епископов. Он становится врагом монархии, сторонником полной автономии церковных обшин. В двух памфлетах «Защита английского народа» (1650 и 1654) Мильтон выступил последовательным тираноборцем и поборником суверенитета английской республики.

После реставрации в 1660 г. королевской династии Стюартов памфлеты Мильтона были сожжены, а сам он чудом избежал тюрьмы и смерти.

Он стал вести уединенную жизнь, эту склонность усугубило наступление полной слепоты. Мильтон углубился в религию и создал свои самые извест-

ные, глубокие произведения — две поэмы на библейские темы: «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671). Творческий путь он закончил созданием поэмы «Самсон-борец» (1671), прославляющей борьбу народа против тирании.

Умер в Лондоне.

 

 

Бог каждое утро сеет новые слова в наших сердцах.

Божественная философия! Ты не сурова и не суха, как думают глупцы, но музыкальна ты, как лютня Аполлона! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.

Верный может иногда отступать от буквы, даже от предписаний Евангелия, во исполнение более возвышенного закона — закона любви.

Долг нечто гораздо более существенное, чем даже слова, и к исполнению его следует более благоговейно стремиться.

Если жена превосходит своего мужа в благоразумии и умении и он с охотой уступает, тогда вступает в действие высший и более естественный закон, согласно которому более мудрый должен управлять менее мудрым, безразлично, мужчина он или женщина.

И воссияет правды свет В заоблачной дали;

И людям благо даст Господь,

И даст земля плоды,

Что напитают нашу плоть В награду за труды;

И правда будет, как всегда,

Пред Господом идти,

Чтоб не свернули никогда

Мы с правого пути.

Книги — не мертвые совершенно вещи, а существа, содержащие в себе семена жизни. В них — чистейшая энергия и экстракт того живого разума, который их произвел. Убить хорошую книгу значит почти то же самое, что убить человека: кто убивает человека, убивает разумное существо, подобие Божие; тот же, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум, убивает образ Божий как бы в зародыше. Хорошая книга— драгоценный жизненный сок творческого духа, набальзамированный и сохраненный как сокровище для грядущих поколений.

Но чтобы книга, находясь в худшем положении, чем грешная душа, должна была явиться перед судилищем цензуры до своего рождения в мир — об этом никогда не было слыхано ранее, пока чудище несправедливости, вызванное наступлением реформации и смущенное ее успехами, не стало изыскивать новых преддверий ада и адских бездн, куда бы можно было вместе с осужденными заключать и наши книги.

Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь.

Любовь должна не туманить, а освежать, не помрачать, а осветлять мысли, так как гнездиться она должна в сердце и в рассудке человека, а не служить только забавой для внешних чувств, порождающих одну только страсть.

Может быть, не меньше служит тот Высокой воле, кто стоит и ждет.

Нация, которая не может управлять собою, но отдает себя в рабство собственным вожделениям, будет порабощена другими хозяевами, которые она не выбирала, и будет служить им не добровольно, а против своей воли.

Не тот является еретиком, кто согласно своему пониманию следует Писанию, но тот, кто следует указаниям Церкви вопреки своей совести к пониманию, основанному на Писании.

Не тяжко ли пред тем склоняться вечно И прославлять того, кто ненавистен?

Свобода — вот кормилица всех великих талантов: она, подобно наитию свыше, очистила и просветила наши души; она сняла оковы с нашего разума, расширила его и высоко подняла над самим собой. Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное - свободу судить по своей совести.

Супружество без любви лишено истинного бытия, добра, утешения, не имеет в себе ничего от Божьего установления, ничего, кроме самого убогого и низкого, чем легко может пренебречь любой уважающий себя человек. Плотская жизнь может продолжаться, но она не будет ни святой, ни чистой, ни поддерживающей священные узы брака, а станет в лучшем случае животной функцией... Ибо в человеческих делах душа является действующей силой, а тело в некотором смысле пассивно. И если в таком случае тело действует вопреки тому, чего требует душа, как может человек думать, что это действует он, а не нечто ниже его?

Тем большею покроемся мы славой,

Когда великих целей мы достигнем При помощи ничтожных наших средств И силою терпенья и труда

Из бездны зол извлечь сумеем благо.

Я не могу похвалить слабую и робкую добродетель, непроворную и замк-нувшуюся, которая не делает вылазок и не имеет врагов, а крадется по жизненному пути, вместо того чтобы по жаре и пыли бежать за венком бессмертия.


 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru