Храм Артемиды
Архивы - Чудеса света

 

С храмом Артемиды давно возникла путаница , и поэтому не совсем ясно , о котором из этих храмов писать  о последнем или предпоследнем    Издавна авторы , пишущие об этом чуде света , неточно представляют себе , что же сжег Герострат и что построил Херсфрон . Поэтому , очевидно , прийдется вкратце рассказать о двух храмах , двух зодчих и одном преступнике . Эта история драматична , трудно решить , что же здесь торжествует : зло или добро .

Эфес был одним из крупнейших городов в Ионии .Ранее храм строился многократно , но деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений , и поэтому в середине шестого века до нашей эры решено было построить , не жалея средств и времени , великолепное жилище для богини- покровительницы. Тем более удалось заручится обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии .

В архитекторах , художниках и скульпторах недостатка не было . Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона . Тот предложил строить храм из мрамора,

    причем  по редкому тогда принципу ионического диптера , то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил архитектора задуматься над тем , как обеспечить храму долгую жизнь . Решение  было смелым и нестандартным : ставить храм на болоте у реки .Херсифрон рассудил , что мягкая болотистая почва послужит  амортизатором при будущих землетрясениях . А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю , был вырыт глубокий котлован , который  заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму .Правда, не  этому , а другому...

Очевидно , строительство и расчеты храма были сплошной инженерной головоломкой. Приходилось решать , например , проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки ни конструировали строители под тяжестью груза они неумолимо увязали . Херсифрон нашел гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбивали металлические стержни , а в них надели деревянные втулки , от которых шли к быкам оглобли .Колонны превращались в валики , колеса , послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков .

Когда Херсифрон оказывался бессильным , на помощь ему приходила Артемида  она выла заинтересованным лицом. Несмотря на все усилия , Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Нервы архитектора после нескольких лет труда , борьбы с недобросовестными подрядчиками , отцами города . толпами туристов и завистливых коллегами были на пределе . Он решил , что эта балка - последняя капля . и начал готовиться к самоубийству . Артемиде пришлось принять срочные меры : утром  к запершемуся в "прорабской " архитектору прибежали горожане с криками , что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти ,  функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену , а когда и тот  скончался , храм достраивал Пеонит и Деметрий . Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры.

Как он был украшен , какие стояли в нем статуи и какие там были фрески и картины , как выглядела сама статуя Артемиды , мы не знаем .Все что сделал Херсифрон и его преемники , исчезло из-за Герострата.

История  Герострата , пожалуй , одна из наиболее поучительных и драматических притч в истории нашей планеты . Человек ,  ничем не примечательный, решает добиться бессмертия , совершив преступление , равного которому не совершал еще никто. Именно ради            

   славы , ради бессмертия он сжигает храм Артемиды , простоявший менее ста лет э Это случилось в 356 году до нашей эры.

Эфесцы решили построить храм вновь . Второй храм строил архитектор Хейрократ , знаменитый выдумщик , которому приписывают планировку Александрии, и идею превратить горы Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке , из которого изливается река .

Это строительство заняло считанные годы . И заслуга в том давно уже умершего Херсифрона . Теперь не было загадок и технических изобретений . Путь был проторен . Следовало только повторить сделанное ранее . Так и поступили . Новый храм достигал 109 метров в длину , 50 в ширину. 127двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда , причем часть колонн были резными , барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас...

Этот храм и был признан чудом света , хотя может быть , больше оснований к этому званию имел первый . построенный Херсифроном.

 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru